Кабинет-музей этнографии

МУЗЕЙ В ШКОЛЕ: ПРОСТРАНСТВО ТВОРЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ

Роль и значение школьных музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной программы по патриотическому воспитанию

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Природа, родители, родственники, Родина, народ – не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».

Музей неизменно оказывается включенным в происходящие в обществе процессы выработки новых ценностей, накопления смыслового потенциала.

Целью создания и деятельности школьного музея является развитие навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей в школе не просто отдельное помещение, но один  из воспитательных центров образовательного пространства.
Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором воспитательной деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Музей помогает нам в организации учебно-воспитательного процесса, и воспользоваться опытом тех, кто жил до нас. Прошлое не исчезает бесследно, оно живёт в нас, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде летописей (которые восстанавливали учащиеся школы), фотографий, военных форм, национальной одежды, утвари и т.д., который хранит наш музей, и помогает учащимся и педагогам в воспитательном и образовательном процессе.

         Стержнем любого музея является история. Это история жителей города, гимназии,   выпускников,   учителей. 

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных экспонатов, создании стендов, проведении экскурсий, конференций способствует развитию творческих способностей обучающихся. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой деятельности, а в ходе этого и основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. Учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    заниматься поиском и сбором информации. Путешествуя по родному селу, изучая достопримечательности , объекты природы, беседуя с жителями, знакомясь с документами, вещами, фотографиями, воспоминаниями старожилов, участниками ВОв, тружениками тыла, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические события , влияли на жизнь и развитие своего села. В музее школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Ценным является неодносторонность работы музея: она не ограничена, как это часто бывает, только сбором предметов старины.

В школьном музее есть экспозиции, соответствующие основным направлениям воспитательной работы школы: Центр военно-патриотического воспитания, кабинет этнографии на родов КЧР.  

На базе музея проходят такие мероприятия:

  • Месячник военно-патриотического воспитания
  • Встречи с ветеранами войны и труда;
  • Тематические уроки истории, географии, литературы, ОБЖ, изобразительного искусства;
  • Мероприятия ко Дню Конституции, День России
  • Мероприятия к памятным Дням России;
  • Мероприятия ко Дню Победы;
  • Мероприятия ко Дню Защитника Отечества;
  • Традиционные юбилеи школьного музея.

Материалы музея, документальные и краеведческие, используются при организации других мероприятий (праздников, конкурсов разного уровня, являются победителями и призёрами) Материалами музея пользуются работники городского Дома культуры, детского сада.

          Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков.
Он дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно — исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы, умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
Школьный музей — это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Музейно-краеведческая работа — своего рода социальное сито, в процессе которой дети познают важность коллективной деятельности.

 

 

Комментарии закрыты